Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Древнеримские мыслители считали, что право – Богом данное искусство добра и справедливости. По сути, в приведенной формуле дается нравственная характеристика права. В идеале взаимодействие политики и права должно приводить к их взаимоусилению, а политику подпитывать, облагораживать началами добра и справедливости. В нашей стране на протяжении десятилетий право рассматривалось как инструмент политики, как способ юридического оформления политических решений, а не как самостоятельная социальная и культурная ценность. Незыблемым был тезис о преобладании политики над правом, политической власти над законом.
Право - система особых правил поведения (юридических норм), выражающих официально признанную волю гражданского общества, направленную на создание в общественных отношениях порядка, позволяющего согласованно реализовать основные интересы субъектов социальной жизни. В многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что в вопросах о праве следует избегать универсальных определений, единого мнения на счёт общепризнанного определения права не существует и в современной науке.
Конкретное определение права зависит от типа правопонимания, которого придерживается тот или иной учёный, представляющий определённую правовую школу, их представления позволяют наиболее полно раскрыть сущность права. Существует множество теорий, объясняющих происхождение права.
Старейшие из них были созданы несколько тысяч лет назад, а возможно, что и несколько десятков тысяч лет назад. Большое количество теорий объясняется тем, что: они создавались на протяжении многих тысячелетий, в каждую историческую эпоху господствовали свои взгляды и системы ценностей; - взгляды на происхождение права зависели и от географического положения региона, на территории которого была предложена конкретная теория; каждый из авторов многочисленных теорий имел свои личные убеждения
Результатом воздействия права на сознание и волю людей является создание правопорядка, составляющего ядро, основную часть общественного порядка. Через правопорядок общественные отношения приобретают стабильность, поведение субъектов социальной жизни становится предсказуемым, их общественно значимые интересы признаются и защищаются.
Таким образом можно сказать, что по содержанию право представляет собой систему юридических норм - правил поведения, обладающих особыми признаками: общеобязательностью, формальной определенностью, государственной защищенностью. Эти правила определяют модели, образцы поведения людей в тех или иных типичных жизненных ситуациях. Воздействуя на сознание и волю людей, право регулирует общественные отношения, создавая в них соответствующий нормам порядок.
Целью данной работы является рассмотрение происхождение права, его назначение.
Задачи курсовой работы:
- изучение сущности права;
- анализ происхождение и ранние формы права;
- определение основных теорий происхождения права;
- рассмотрение ценностной и формальной природы права.
Объект исследования – все отношения, возникающие на протяжении всего времени становления права.
Предметом исследования является вопрос назначения права.
Методом исследования является общенаучные и частонаучные методы.
Глава 1. Понятие, происхождение и ранние формы права
1.1 Сущность права
Право определяется юридической наукой как система общеобязательных нормативных предписаний, которые устанавливаются и обеспечиваются государством, выражают баланс индивидуальных, групповых и общечеловеческих интересов и регулируют социально значимые общественные отношения путем предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей.
Понятие права может трактоваться как в объективном, так и в субъективном смыслах: первое представляет собой систему общеобязательных, формально определенных юридических норм, принятых и гарантированных государством, и направленных на урегулирование общественных отношений, а второе – это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Для полного понимания права, как определения и как явления, необходимо понять его сущность. Право – явление сложное и многогранное, которое выражается в общесоциальном смысле, а также в специально-юридическом. Саму сущность в целом можно определить, как теоретическую категорию, указывающую на наиболее устойчивые характеристики права.
Она отражает стабильные свойства данного явления, качественную определенность и востребованность в социальной жизни. Сущность по своей природе – это онтологическая категория, так как данное направление философской мысли изучает общие закономерности бытия, а сущность права как раз и является отправной точкой к понятию и применению всех остальных атрибутов права. Она является предварительным условием существования конкретных правовых явлений.
Сущность права в конечном счете определяется в зависимости от ответа на вопрос: «Кто создает право и кому оно должно служить?» Отдельное внимание отдается классовому и общесоциальному (общечеловеческому) подходу к пониманию сущности права. Классовый подход определяет право, как систему гарантированных государством юридических норм, которые легализуют в законодательном смысле волю экономически господствующего класса [4, с.125].
Право здесь используется в узком смысле, обеспечивая лишь интересы господствующего класса. «Право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими», - писал Томас Гоббс в своих трудах. На первый взгляд резко бросается в глаза выделение «особого слоя общества», который представляет собой «возвышение» меньшинства над большинством, о всеобщем равенстве и справедливости здесь говорить трудно.
Однако если это самое меньшинство обладает необходимыми знаниями об обществе, праве и государстве, имеет четко поставленную цель развивать и улучшать общество на основе принятых рациональных правовых норм, то здесь можно говорить о разумном главенствовании такого класса. Умаление этого подхода может происходить из-за того, что отсутствует так называемый индивидуальный подход, то есть интересы отдельного гражданина не будут рассматриваться и учитываться. Конечно, каждому члену общества хочется быть значимым и иметь возможность к реализации путем предоставления ему прав и, учитывая его интересы, однако в общегосударственном масштабе такое не может существовать.
Отношение в обществе к «правящей верхушке» при таком подходе может быть различным. Во-первых, это будет зависеть от формы государственного правления, во-вторых от формы политического режима, а в-третьих, насколько легитимно, легально или же наоборот насильственно, определённая группа людей пришла к власти.
Если говорить о легитимном приходе к власти, то в современном обществе таковыми являются выборы: всеобщим большинством выбираются наиболее достойные кандидаты, то есть «меньшинство», которые будут законодателями, правоприменителями и руководителями. Общество добровольно передает власть в их руки. Насильственный приход к власти достаточно опасен: изначально это может быть выгодно «верхушке», так как присутствует метод принуждения в обществе, и соответственно боязнь так называемого лидера, что приводит к неограниченной его власти.
Однако по истечении некоторого времени могут начаться общественные волнения, ведущие за собой переворот в государстве, революцию и полную смену курса. В противовес классовому подходу идет общесоциальный. В нем право рассматривается, как инструмент реализации прав и свобод человека и гражданина, обеспечение его экономической и политической свободой, то есть выражает компромисс и согласие между различными группами и слоями общества [2, с.97].
Такой подход рассматривает право в широком смысле. Общее волеизъявление народа, согласие, справедливость – основные принципы такого подхода. Здесь учитывается и общество в целом, и индивидуально каждый член этого общества, так как при реализации воли каждого будет исполнена воля всего общества.
Право есть средство достижения компромисса, средство поиска договоренности, средство согласия, взаимных уступок, а в целом — механизм управления делами общества. Это не означает, что право не связано с принуждением. Оно, безусловно, необходимо в случае невыполнения правовых предписаний.
Но главным в праве являются не принуждение и не насилие, а методы согласия и компромисса. В.Л. Кулапов утверждает, что по своей природе право должно быть согласованной волей всего общества, результатом компромисса многообразных интересов в социально значимых отношениях, поскольку дисбаланс интересов превращает право в его противоположность — в узаконенный произвол [8, с.36].
Этот ученый определяет сущность права как выраженную и обеспеченную государством сбалансированную волю общества, установленную
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Анощенкова С.В. Механизм легитимации норм морали (уголовно-правовой аспект) // Lex Russica.2016. №8 (117). С. 33-47.
2. Бошно С. В. Теория государства и права. Учебник / С.В. Бошно. - М: Юстиция. 2018. - 406 с.
3. Введение в российское право. Учебник / Курбанов Р. А. М: Проспект, 2019. 472 с.
4. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебник / А.Б. Венгеров. - М: Дашков и К, 2021. - 607 с.
5. Герасимова Н.П. Генезис права // Вестник уральского института экономики, управления и права. 2017. №2. С. 82-86.
6. Голиков И.В. Понятие и виды форм (источников) права // Молодой ученый. 2020. №16(306). С. 65-71.
7. Гридин С.И. Вопросы административного права и процесса в Законах царя Хаммураби // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2018. №1(41). С.94-98.
8. Грошев, С.Н.: К вопросу о теориях происхождения права и государства // Академический вестник. 2018. №2. С. 35-38.
9. Зверева П.К. Сакральные аспекты права // Манускрипт. 2017. №12 (86). Ч.5. С. 96-100.
10. Иванов Ю.А., Кудрявцев А.Г. Законы Хаммурапи: характерные особенности и неожиданное «эхо» в современном уголовном законодательстве России // Судебная власть и уголовный процесс. 2018.№3. С. 136-147.
11. Коновалов, А.А., Лепетикова, И.Ю.: Основные теории происхождения государства и права // Ростовский научный журнал. 2017. №2. С. 15-16
12. Маркс, К.: Капитал. – СПб.: Лениздат, Книжная лаборатория., 2017. С. 512.
13. Сравнительное правоведение: Юридический словарь-справочник / Под общей ред. Малько А. В., Саломатина А. Ю. М.: ООО «Проспект», 2017. 123 с.
14. Шепталин А.А. О применимости этнологических материалов при реконструкции генезиса права и государства // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2016. Т. 26. В. 2. С. 137- 143.
15. Ширкин А.А., Малетина Е.А. Имущественные отношения в Древнем Вавилоне // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2018. №2. С. 27-29.